Bonjour! Франция - это страна особого настроения, страна с незабываемым шармом, страна грез и красоты. Невозможно не любить французское кино, музыку, литературу, архитектуру, не возможно не любить Францию. Всем, кто согласен с данным тезисом - Bienvenue!

четверг, 29 сентября 2011 г.

"Всякий писатель - доносчик, всякая литература - донос"

А вы согласны с сим пафосным утверждением? В идеале - да, настоящая литература должна быть доносчиком, она должна доносить на власть, на порочных, не достойных людей, на глупость и пошлость жизни вообще. А если говорить без прикрас, отбросив иллюзию идеальности, то любой согласится с тем, что  на свете существуют огромное количество ненужных, банальных произведений, авторов которых можно побранить за стони даром загубленных деревьев. Что уж говорить о современной литературе... Сегодня царствует чтиво с интригующим названием, симпатишной обложкой  и водой внутри! Сегодня в чести у простых обывателей, прадон за мой французский, Дарьи Данцовы, Оксаны Робски, Юлии Высоцкие и Дмитрии Глуховские еже с ними...
М-да, "досадно бывает обнаружить, что задаешься теми же вопросами, что и весь мир". И все же я скажу, что в сегодняшнем мире, кишащем разнообразной информацией, печатной в том числе, нужно использовать титанические усилия, чтобы найти хоть одну мало-мальски приличную строчку! От это становится грустно, но не надолго, потому что всегда можно обратить свой пытливый ум к неувядающей классике.
Однако, есть такой современный писатель, который не боится говорить правду, какой бы отвратительной и рвотной она ни была! Он рассказывает о том, что видит, пишет так, как хочет, употребляя в своих небольших по объему романах, резкие и даже очень крепкие словечки. Писатель этот, безусловно, француз. И именно в его нашумевшей книге "99 франков" я и наткнулась на этот недурной афоризм про литературу-доносчицу. Вообще, все его книги написаны в стиле цитатника - в них практически нет сюжетных линий и героев, в них есть только мысли, мысли, мысли....Вы уже, конечно, поняли, что речь идет о Фредерике Бегбедере.
Наверное, найдутся умники, которые без зазрения совести приравняют Бегбедера к тому же Паоло Коэльо, или того хуже, брезгливо поморщатся и, с чувством оскорбленного достоинства, обзовут Бегбедера скандалистом. А я отвечу им - ну, и читайте своего фантаста Коэльо, романы которого пахнут нафталином, а я буду перечитывать скандалиста Бегбедера, потому что он почти совсем вылечил свой творческий насморк и не марает страницы своих романов розовыми соплями. 

Начну с гениальнейших "99 франков". Наверное, фильм посмотрели уже все, кому не лень. Он получился неплохой, смешной, но  все равно не такой едкий, как книга. В ней Бегбедер откровенно высмеивает рекламный бизнес - от самого себя, до важных дяденек рекламодателей. Он рассказал, каким тупым стадом нас, потребителей, считают эти самые важные даденьки, как им фиолетово пофиг на то, что продают они нам отборное дерьмо и так далее. Поэтому не удивительно, что после того, как мир увидел этот скандальный роман, Фредерика, бедного, уволили с работы. Теперь он намеревается разоблачить индустрию телевидения , с его тупыми ток-шоу, и зомби-новостями.
Разоблачает Фредерик не только богатейшие индустрии современности, но и такие высокие понятия, как дружба, семья, любовь. Книга "Любовь живет три года" - это довольно любопытные размышления безграничного романтика, прячущегося под маской гуляки, о любви, женщинах, сексе и еще о многом-многом другом. Пока читаешь этот роман, с ужасом начинаешь соглашаться - действительно, все те сказки, которые нам читали в детстве и которые мы, повзрослев, но не поумнев, теперь снова читаем или смотрим в кино, это красивая ложь, всего на всего! Все на этой земле умирает, любовь в том числе. Книга для тех, кто так же, как Бегбедер, скрывает под маской холодной иронии свою ранимую душу. Почему? Потому что романтика, друзья, это не миф, а реальность. Ведь "любовь - единственное запрограммированное разочарование, единственное предсказуемое несчастье, которое хочется испытать еще".

Последняя рожденная этим неоднозначным французским писателем книга "Французский роман" получилась, на мой взгляд, не такой яркой и откровенной, как предыдущие, но ее нужно читать уже только потому, что здесь Фредерик попытался быть серьезным. Получилось у него это или нет, каждый решает сам для себя. Но от своего фирменного формата книги-цитатника, Бегбедер не отказался, поэтому в его последней книге так же можно найти много остроумного и свежего.
Я люблю Бегбедера, повторюсь, за его честность. Читая его книги, я не чувствую, что меня хотят обмануть,  хотят навязать свое мнение. А чувствую я приятное ощущение, какое бывает только после откровенной беседы с хорошим другом. Бегбедер, он всем друг, потому что он не стыдится открыться всему миру. За этого его и ругают критики. Ну, и пусть ругают! По мне лучше читать о всех мерзостях нашей жизни, а не закрывать на них глаза вуалью тоскливых, второсортных романчиков, разгаданных с первой главы. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий